Электронная версия. Цена 200 рублей. Авторские права защищены.
Заявки направляйте по электронной почте takotl@mail.ru
Предисловие к сборнику «Целую.Саша»
От автора
Уважаемый читатель! Отдаю себе отчёт в том, насколько сложно воспринимать мою прозу, не так много в мире аутентичных мне душ, которые дышат синхронно моему слогу, тем более, что так часто перехожу я из в прозы в поэтическую ипостась. И литературная критика моих произведений тоже будет достаточно сложной, вернее, не будет, возможно никакой критики, ибо, будь я профессиональным лингвистом, после прочтения впала бы в культурный шок, или антикульный. Хлебниковский характер явно мешает мне сдерживать свой эмоциональный строй, следовать от буквы к букве, не сбиваясь и не спотыкаясь, чувства захлёстывают, и мысль скачет, как оглашенная. Шизотипическое сознание моё, конечно, индивидуально, но как созвучно оно современному шизотипическому веку, когда спокойный строй мыслей так часто покидает нас, обрекая на безцельную гонку, истоящающий сознание, бесплодный марафон. И всё же своей прозе хочется отдать должное, она достаточно интеллектуальна, вернее сказать, полна интеллектуальных эмоций, пространство настольно чувственно наэлектризовано, что искрит, тексты полны ребусов и необъяснённости до такой степени, что в определённый момент попытки осознания мозг взрывается. Да, на молодёжном сленге это так и называется «вынос мозга». И в то же время всё полифонично, многогранно, напоено гармонией светлого мироощущения, веры в человечность и прозрение души. Опять многовато для фейсбука и маловато для литературного журнала, вероятно, всегда нужно делать выбор, кому служишь Богу или маммоне…
Роман «Целую. Саша» представляет собой пример прозы психодраматического направления. Истоки его восходят к таким психогигиеническим направлениям психотерапии, как психодрама и драматерапия.
Трансформация фрустраций героев в фантасмагорические события позволяет им преодолеть те страхи, которые их преследуют, в частности страх собственной смерти и страх потери любимого человека, страх предательства и измены. Герои надевают маски и подсмеиваются над собой и социальным контекстом или всерьёз переживают воображаемые события. Настоящий катарсис наступает, когда герои сталкиваются с реальностью, изменить которую они не могут, но и тут сила веры и воображение спасают их от неминуемой катастрофы. «Подумай по-другому, подумай так, как ты хочешь это видеть». Эта фраза является примером суггестивной лингвистики, хотя стилистически она построена немного неверно, правильнее было бы: «Подумай о том, как бы тебе это хотелось видеть», но в данном случае мы отодвигаем мысль куда-то в абстрактные сферы, теряем магию мысли и слова. «Подумай так, как ты хочешь» - и мысль становиться реальностью, она здесь и сейчас, она творит чудеса.
Читателя ждут годами, а то и столетиями. Гофман ждёт меня, а мне всё не досуг. Что же я переживаю? Потом читатель мне нужен не всякий, в этом я тоже отдаю себе отчёт, мне нужен читатель такой, чтобы понял и то, что я не поняла, написав. Может быть, мне повезёт.
Этот роман в какой-то степени игра с информационным пространством. В некоторых местах даются достаточно объёмные цитаты интернетного характера, с которыми сталкиваемся мы теперь очень часто, и очень скупой авторский текст, который преобразует эту информацию, заставляя работать её на свою художественную цель. Параллели с биографической документалистикой Блока тоже не случайны, этот поэт вплетается, врастает в жизнь героини, становится ей близким другом, родным человеком. Умирают они как будто вместе.
Роман «Целую.Саша» - иллюзорный шар, собранный из осколков, но шар магический. Сокрушаюсь, что мне не хватило слов, чтобы сплести узор более совершенный, паутину более воздушную, она как будто всё равно существует – эта идеальная форма, витает где-то рядом, договаривает, доплетает, досказывает, завораживает невыраженной в реальности моей потребностью к истинной красоте.
С литературой точки зрения можно найти в прозе много нюансов, о которых пишет в «Поэтике композиции» Борис Успенский: «…могут быть приведены и известные случаи некоординированности описания у Гоголя (Чичиков в «Мёртвых душах» разъезжает летом в шубе, Манилов также носит шубу и шапку с наушниками; Ковалёв в «Носе» в марте месяце в Петербурге видит девушку в белом платье…)». Такие места находим, например, в новелле «Не востребовано» : в-восмидесятых, а время с Агатой Кристи в книжных киосках в Тайге указывает именно на эти годы, камер наблюдения на главпочтамтах не было. Это именно случай «пространственно-временной несоотнесённости». Приятного чтения!
|